lubago (lubago) wrote,
lubago
lubago

Новый год на латвийских старинных открытках

Приглашаю посмотреть часть моей новогодней коллекции http://foto.mail.ru/mail/batyam/545?page=1
Надеюсь,что просмотр доставит вам удовольствие.Кроме того в ближайщем будущем постараюсь отсканировать остальную часть коллекции.
Кроме того привожу взятую с просторов инета статью о истории латвийской открытки

Рождественское счастье хранится в музее23.12.2005. 15:52

Конец декабря - горячие деньки. Письма пачками валятся в сумки почтальонов и с их помощью проникают в почтовые ящики, месяцами не видавшие иной корреспонденции, кроме рекламных проспектов. О, эти рождественские открытки! На них смеются дети, и елки уже украшены золотыми шарами, и смотрят в окна удивленные звери. Счастье этих открыток вечно. Особенно много такого новогоднего счастья Телеграф обнаружил в запасниках Музея истории Риги и мореходства.

15 тысяч пожеланий

Я завидую сотрудникам Музея истории Риги. Конечно, у них много важной научной работы. Но даже в такой работе бывают перерывы. И тогда можно войти в кабинет Силвии Войты - ну, напроситься на чай или беседу - и до позднего вечера листать альбомы с открытками.

Старинные открытки удивительны. Это всегда след чьей-то радости. Ушел человек, и имя его забылось, а радость - вот она. Ее можно подержать в руках. Ею можно насладиться. Для главного специалиста отдела запасников музея Силвии Войты это наслаждение стало повседневной работой.

- В нашем фонде собрано около 15 тысяч поздравительных и пейзажных открыток, - говорит она. Рождественские почтовые карточки в музее никто специально не считал. Но раз Телеграф хочет именно про это, пожалуйста... И на столе разворачивается огромный альбом. Тут собраны характерные открытки, изданные до 1942 года.

- Есть и советский альбом, - предупреждает Силвия, - но о нем позже...

И никакого Деда Мороза!

Рождественские открытки начали путешествовать по Риге в XIXвеке. Почтальон стучал в заиндевевшее окошко: "Получите!" - и подавал конверт. Карточка была редкой радостью. Может, поэтому в самую лютую пору не принято было присылать картинки со снегом. Нет, на открытке должны распускаться цветы, считали поздравители тех давних времен.

- В конце XIXвека люди объяснялись языком цветов, - комментирует Силвия. - С его помощью можно было выразить симпатию, уважение или любовь - в зависимости от обстоятельств. Для получателей, не сильно разбиравшихся в цветочной грамоте, продавались открытки с готовой "расшифровкой".

Время шло. В 1920-х годах карточки стали больше, на них появились ангелы. Первые кудрявые юноши пришли на открытки прямиком с церковных витражей. Позже прихотливая фантазия художника вручила ангелам мешочки с подарками и нарядные елки. Чтобы небесным существам было легче доставлять праздник в человеческие жилища, их изображали с помощниками-животными. Но ни в 20-е, ни в 30-е годы на открытках мы не увидели красноносого старика с белой бородой. Почему?

- Дед Мороз прибыл в Латвию из России после Второй мировой войны, - объясняет Силвия. - А Санта-Клауса местные дети вообще не знали до начала 1990-х годов.

Максимум, на что решались местные художники, это изображение гнома в синем кафтане. Лукавый и веселый человечек доставлял подарки добрым детям, а взрослым в Новом году сулил большие мешки золота.

Судьба снегиря

Открытки только кажутся похожими. Искушенный филокартист по изображению может определить дату выпуска карточки. Скажем, во время Первой мировой войны исчезли ангелы - символ мира. Вернулись они только в 20-х годах. В то же время в Риге начинают печатать рождественские открытки с поросятами. Иногда удачу в Новом году символизирует трубочист (этому малому не мешало бы умыться, но в целом он положительный персонаж).

Во времена Карлиса Улманиса поднялось значение крепкой латышской семьи. И под елкой немедленно стали изображать папу-маму, дочку-сына, бабушку с вязанием... Все - в национальных костюмах. Особенно успешные художники даже выдвигались благодаря сериям рождественских открыток. Таким был Александр Апситис.

- Апситис нарисовал множество карточек и славился юмористическими сюжетами, - рассказывает Силвия Войте. - Другой "новогодней" художницей была Мария Зариня-Целминя. В качестве моделей она использовала двух своих детей. На ее серии открыток мальчик и девочка в национальных костюмах то наряжают елку, то открывают подарки, то гуляют в лесу.

О! Не забыть про животных. Это сейчас на карточках разгуливают незнакомые лапландские олени и белые медведи с Северного полюса. В старину все было проще. Изображались исключительно косули и зайцы. Любимцем художников неожиданно стал маленький снегирь. Его популярность связана со старинной легендой. Вернее, даже с двумя. Первая рассказывает, что снегирь носил воду грешникам, попавшим в ад, и огонь навечно опалил грудь милосердной птицы. Другая легенда уверяет, что снегирь отчаянно пытался вырвать хоть один гвоздь из тела Христа, и птаху освятила капля Божественной крови...

Письмо из Страны Советов

История рождественских открыток надолго прервалась в 1940-х годах. В СССР официально существовал только один зимний праздник - Новый год, и власти изгнали с открыток ангелов. Освободившееся место нужно было заполнять, но чем? Ясное дело - достижениями народного хозяйства!

- В 1960-х годах на новогодних открытках видны практически все значимые новостройки Риги, - и Силвия разворачивает новый альбом.

На его страницах реют красные флаги. Вскоре после окончания строительства Рижского вокзала на карточках появились знаменитые часы. Есть открытки с Дворцом культуры завода ВЭФ и Оперным театром. А на соседней странице Новый год, изображенный в виде пламенного юноши в национальном костюме, сражается со старухой Бюрократией.

- Среди художников тех времен самые популярные открытки рисовала Маргарита Старасте, создавшая совершенно неполитическую серию со зверушками и снеговиками, - говорит Силвия. - Писательница и иллюстратор, она работает до сих пор и недавно закончила серию марок для LatvijasPasts.

Век открыток долог. Выбрасывать их как-то не поднимается рука, вот и копятся карточки-воспоминания в ящиках стола или в коробке из-под конфет. Подобные коллекции имеются во многих семьях. Силвия Войте со всей ответственностью музейного работника просит рижан: "Избавляться от старых открыток - опрометчиво, сперва покажите специалистам!" Даже карточки 1970-1980-х годов могут оказаться очень ценными.

- Коллекция музея пополняется в основном за счет подарков, - признает Силвия Войте. - Пожилые люди приносят альбомы, потому что боятся невнимательности внуков. И если позже они видят свои открытки на выставке, большего счастья нельзя и придумать.

Частное коллекционирование открыток в Риге не то чтобы умерло... Оно стало менее публичным. Если прежде филокартисты менялись открытками и составляли общие каталоги, то сегодня состоятельные люди скупают экспонаты целыми коллекциями. И все чаще собрания открыток, поменявшие хозяина, пропадают из поля зрения специалистов как камень, брошенный в колодец. А в музее - как в музее. Все 15 тыс. карточек - вот они, в запасниках. Под присмотром Силвии Войты коллекция чужого счастья ждет встречи с будущим.

Мода на карточки

Прототипами рождественской открытки считают гравюры и литографии на тему Рождества. Позже в Европе распространились новогодние поздравления, которые рисовали от руки. По таким письмам родители могли судить об успехах детей в чистописании и живописи. В России карточки появились в 90-х годах XIXвека. Первая российская открытка была напечатана в 1898 г. Общиной Св. Евгении.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments